Не удовольствовавшись действующим запретом на выезд за пределы РФ для неплатежеспособных должников и даже перспективой вскоре сажать их в тюрьму по новому уголовному закону, Служба судебных приставов объявила во всеуслышание, что в самое ближайшее время начнет применять «нестандартные» методы взыскания долгов с граждан. А именно: блокировать счета мобильных телефонов, изымать автомобили, водительские права, запрещать продажу должникам авиа- и железнодорожных билетов. Должники объявлены вне закона.
Варварские методы
Раз пошла такая пьянка, можно посоветовать судебным приставам и другие «нестандартные» методы — паяльники и утюги, например. Заковывать в кандалы. Бросать в ямы, с водой по колено и голодными крысами. Пытать электрическим током. Нет, не буду советовать: страшно становится. Я-то смеюсь, а они — они могут принять все всерьез.
Поэтому хватит саркастически насмехаться. Давайте разберем «инновации» научно. Прежде всего, с точки зрения экономической теории.
Как уже отмечено многими экспертами, таким образом банки переносят риск своей собственной предпринимательской деятельности на клиентов. Выдача кредитов — не благотворительность, а бизнес, причем весьма прибыльный. Бизнес рискованный — как и всякий бизнес, впрочем. В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность определена как деятельность по извлечению прибыли, которую предприниматель ведет на свой страх и риск.
Риски должны быть просчитаны. Запланированное количество невозвратов учитывается банками при назначении ставки процента за пользование кредитом. Если невозвраты превышают запланированный показатель — это свидетельствует о плохой работе кредитных специалистов банка. Получается, что наши банки заставляют клиентов рассчитываться за собственные риски и собственную некомпетентность. И притом собираются получить прибыль дважды: и в виде повышенного для покрытия убытков процента с добросовестных клиентов, и в виде денег, выбитых с клиентов неплатежеспособных. Любыми путями, пусть хоть почку свою продают.
Далее — с точки зрения теории права. В человеческой цивилизации право и его формальное выражение — законы — прошли долгую историю развития. И одним из результатов исторического прогресса было утверждение в праве представления о том, что имущественные отношения и обязательства должны быть разумно отделены от личных неимущественных прав человека и его физической неприкосновенности.
То есть, например, в варварском праве можно было встретить такие нормы: ты повредил мою телегу, а я тебе за это сломаю ногу. Или: нарушил обещание — отрежут язык и уши. Не отдал вовремя долг — выколоть глаз. Посадить в яму. Забрать жену. Продать в рабство детей должника. Можно сочетать.
Современные российские новаторы оправдывают введение санкций к должникам тем, что это «эффективно». Но право — это в идеале воплощенный разум, справедливость и человечность. А не сиюминутная эффективность. Если должникам выкалывать глаза, то это, безусловно, будет очень эффективно в плане возврата денег. Но это не цивилизованное право, а варварство.
И не лишним будет вспомнить, что варварство в конечном итоге проиграло историческую битву цивилизации. Потому что варварские методы могут быть эффективны только сиюминутно, здесь и сейчас, а в системном плане всегда заводят в тупик. Варварская экономика, варварское общество, варварские государство и войско терпят крах в столкновении с прогрессом. Поэтому ближайшие потомки племен, дольше всех сохранявших варварство, сейчас заняты потогонным трудом — за чашку риса в день вручную склеивают кроссовки какой-нибудь известной торговой марки для цивилизованных народов. Неужели мы хотим такой судьбы для россиян и России?
Граждане уйдут в леса?
А ведь ограничение личных неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, таких как свобода передвижения внутри страны и за ее пределы, свобода выбора занятий и прочих по основаниям имущественной несостоятельности, — это дикость, от которой человечество решило отказаться еще во времена Рима. В 326 году до Рождества Христова Римский сенат отменил nexum, долговое обязательство под залог личной свободы должника. 2334 года спустя Государственная Дума Российской Федерации готова вернуть nexum!
Боже упаси меня быть заподозренным в американофилии. Но даже у них, в Америке, в царстве оголтелой эффективности и рассаднике бесчеловечного капитализма, законодательство не позволяет преследовать граждан за долги. Несостоятельный должник может объявить о своем банкротстве, и в течение 5 лет все его долги будут списаны. В крайнем случае, его обяжут возмещать 10%, а 90% оставят в убыток банку. Должников не сажают на электрический стул, не линчуют, не пытают в тюрьме Гуантанамо. А если банк выдал кредит в миллион долларов негру, живущему на социальное пособие, то негр молодец, а банк сам дурак.
И последнее. Уже не по теории и истории, а чисто по жизни. Не таковский он человек, российский гражданин, чтобы его можно было закошмарить и заставить продать свою почку в уплату долга. Многие российские жители, оказавшиеся финансово несостоятельными и будучи прижатыми к стене банковско-государственным террором, могут испытать мрачный азарт: раз так, то гори оно все синим пламенем. Не буду ничего платить. Ловите меня, если можете. Посмотрим, чья возьмет.
Масса граждан вынуждена будет перейти на полулегальное или нелегальное положение. Жители России обратятся к своей генетической памяти и станут партизанами. В собственной стране.
Герман Садулаев, писатель
(с) МК в Питере